В данный момент нами
пересмотрен весь предыдущий опыт, проведен анализ, откорректирована
практика. Упор в практике сделан сейчас на корректную работу с
позвоночником, воздействие на мармы и создание глубинного мышечного
корсета, использование динамических практик классической хатха йоги.
Соответственно на новый уровень вышла практика достижения состояния
Йоги - "Читта вритти ниродхах". Нам удалось сохранить весь позитивный
опыт предыдущей практики, сделать практику асан более безопасной,
усилить ее новыми знаниями.
Стоит отметить, что в настоящее время наша практика
притерпела заметные изменения под влиянием стиля "Универсальная йога".
Характерной чертой стиля является достижение равновесия внутри оболочек
энергетического тела (кош), равновесие между оболочками и достижение
равновесия между самим человеком и внешним миром. Сильный акцент
уделяется достижению состояния "Читта вритти ниродхах" - непорождение
видоизменений сознания. Нижеизложенный текст характеризует более ранний
период нашей практики.
Виньяса йога
это древняя система самосовершенствования, один из вариантов развития
Хатха йоги в умеренном климате. В данном направлении используются
динамические последовательности (виньясы), дришти
(сосредоточение внимания), пранаямы, мудры, дхарана и дхияна, бандхи, шаткарма.
Используемая в нашей Школе йоги система
самосовершенствования в чем то сходна с известной Аштанга-виньяса йога
(именуемой также Мала йога, Аштанга йога), а также c традиционными
динамическими тибетскими стилями йоги. Йога является целостной системой
самосовершенствования и позволяет человеку оптимизировать
энергообменные процессы, в результате чего практикующий приходит к
внутренней и внешней гармонии. Одно из проявлений этой гармонии
-процесс оздоровления, избавление от заболеваний. Хотя само
оздоровление является скорее побочным эффектом гармонизации внешних и
внутренних энергетических связей. Тем не менее, многие с успехом
используют йогические практики именно для оздоровления. Но так или
иначе, со временем человек приходит к более глубокому понимаю сути
йоги. Целью практики является достижение состояния сознания Йоги -
"Читта вритти ниродхах", что в переводе означает непорождение
видоизменений сознания. Наша практика базируется на основах йоги,
изложенных в древних трактатах. Прежде всего это "Хатха Йога Прадипика"
Сватмарамы. Хочется также вспомнить основной трактат по Раджа йоге
"Йога сутры" Патанджали, а также тактаты: Гхеранда Самхита и Шива
Сахита.
Описываемая система (будем
использовать название йога-виньяса или же более привычное название
хатха йога) довольно многогранна. Имеет структуру, напоминающую
классическую йогу. Правда в отличии от классической Раджа йоги
Патанджали, наша практика начинается прежде всего с очистительных
процедур "Шаткарм",
как и советует поступать Сватмарама (автор Хатха Йога Прадипики).
Прежде всего очищается и дисциплинируется тело, вследствии чего ум
человека приобретает качества, необходимые для практики Раджа йоги.
Затем после практики Шаткарм - используют асаны, виньясы и пранаямы.
Важным элементом практики являются бандхи,
сочетающиеся с ними виньясы (динамические связки асан), дхарана
(контроль внимания), и собственно ее величество Дхияна (созерцание).
Кроме того, под воздействием вышеперечисленных элементов системы так
или иначе изменяется привычная картина мира и, соответственно,
формируется (как и в любой другой системе) определенное мировоззрение.
На мировозрении останавливаться не будем, это дело глубоко
индивидуальное - скажу только, что в результате практик приходишь к
восприятию себя как энергетической структуры, и мира как потоков
энергии. То есть одним из этапов йогической практики является
достижение состояния видения - восприятия энергетической
структуры мира.
Лучше остановимся пока что на
других элементах. Например, коснемся темы динамических практик.
Йога-виньяса - это йогическая система самосовершенствования, которая
хорошо вписывается в современный ритм жизни, весьма подходит для нашего
климата и является самодостаточной. Для тренировок не требуется
никакого специального места или партнера. Сами тренировки являют собой
длинные и короткие последовательности упражнений, которые могут
занимать от 10 минут до 2-3 часов. Для того чтобы узнать, подходит для
человека йога или нет есть хороший способ - попробовать самому :).
Теперь касательно самих
динамических практик. В основе они состоят из йогических асан. Асаны
представляют собой положение тела со статическими, динамическими и
изометрическими вариантами исполнения. Асаны соединяются связками -
виньясами и строятся на определенных принципах. Последовательности
можно строить самому, можно использовать уже известные или используемые
другими людьми. Как показывает практика, в результате все равно
приживется вариант последовательности, созданный "под себя" - если не
сразу, то через несколько лет. При выполнении асан оптимизируются
энергообменные процессы в организме человека. Выполнение асан
сочетается с очистительными процедурами (Шаткармой), бандхами,
определенным дыханием (пранаяма), и Дришти.
На начальных этапах можно остановиться на освоении шаткармы, бандх и
простых асан. Надо отметить необходимость овладения крийями шаткармы
прежде всего - для приведения тела в нормальное, "чистое" состояние. В
обычном состоянии у человека тело является весьма зашлакованным, доши
как правило несбалансированны, присутствует непостоянство ума - Вритти
(волнения, колебания). Использование Шаткармы позволяет сбалансировать
доши и человек приобретает необходимые качества ума для успешной
практики йоги. Детальнее читайте о шаткарме здесь.
Во время выполнения
последовательностей Хатха йоги используется уджайи-пранаяма или полное
дыхание. Движения согласовываются с дыханием, внимание находится под
контролем.